Вечно молодой и добрый «Distemper»

На часах 2:30 ночи. Звонит Бывший:

– Привет, чем занимаешься?
– Привет, очень хороший вопрос. Я как всегда готовлюсь к интервью.
– О, а с кем интервью?
– С «Distemper».
– Они завтра приезжают? Я тоже, может быть, приду.

Неизвестность всегда пугает. Не представляю, что может произойти в рок-клубе, но приключения меня любят. До концерта «Distemper» ещё целый час, за это время нужно взять интервью у Главного Человека Вечера – Славы Бирюкова, он же Дацент. Я познакомилась с ним совершенно случайно перед саундчеком группы, а потом наблюдала за каждым шагом, чтобы не упустить возможность пообщаться «на диктофон». После отстройки звука Слава разложил мерч, черкнул пару автографов, и мы перешли к главному.

«Distemper», прежде всего, концертная группа. Но у меня в голове не укладывается, как можно два месяца подряд быть в туре и отыграть 54 концерта! Где вы подзаряжаете свои батарейки?
На самих же концертах, для этого и ездим! Потому что нигде невозможно зарядить внутренние батарейки так круто и надолго, как на наших шоу. Энергия, которая исходит от людей, повышает твой жизненный тонус. Когда концертов нет, наоборот хиреешь, сидишь дома, и занимаешься всякой ерундой. Поэтому мы и называемся концертной группой – заряжаем публику своей энергией, а они нас – своей. Альбомы – это уже второстепенно.


А что самое сложное в турах?
Находиться в здравом уме спустя первые десять концертов. Потому что после каждого выступления предлагают выпить, веселье продолжается днём и ночью. Конечно, очень трудно сказать себе «Стоп!», но думаешь о том, что завтра опять нужно выходить на сцену уже в другом городе.

И вы часто соглашаетесь выпить?

(улыбается) Ну конечно, потому что для нас очень важны отношения между людьми. Мы всегда ко всем приезжаем, как к друзьям, даже если видим человека первый раз, поэтому кому-то невозможно отказать. В общем, самое сложное в туре – сохранять жизненные силы. В гостинице, в автобусе во время переезда тяжело держать себя в тонусе. Для этого берём прыгалки, гантели и когда есть возможность, какая-нибудь остановка, прыгаем, отжимаемся от пола, крутимся на перекладине и всё такое.


Наш разговор проходит за столом в баре в окружении фото- и видеокамер. Ребята соорудили импровизированную студию, и притащили маленькую лампу с задатками большого прожектора. Благо, она не создавала «эффекта допроса», а была как нельзя кстати. Слава так быстро говорит, что за пять минут общения о нём можно узнать больше фактов, чем из любой статьи о «Distemper». Этот музыкант входит в число людей, которых хоть о хот-доге спроси – всё равно последует интересный и развёрнутый ответ.

Вы много раз выступали в Европе, и чувствуете себя там, как дома. Не думали переехать заграницу на постоянное место жительства?
Да нет, мне нравится мой город. Где родился – там и пригодился. Я объездил много разных стран, не только Европу. Заграницей некоторые группы совмещают творчество с основной работой. А Россия – такая страна, где есть свои сложности, но имеется возможность заниматься музыкой и больше ничего не делать. Для меня это самое главное, несмотря на то, что стиль, в котором мы играем, не приносит абсолютно никакого дохода. Но если не прыгать выше головы, то на жизнь вполне хватит. Только нужно всё правильно скоординировать (улыбается).

Неужели вы зарабатываете только музыкой?
Да, больше ничем.


Ты патриот?
Конечно, нет. Для меня нет какой-то любимой страны или города. Я патриот планеты Земля – это моё Отечество! Патриотизм – абсолютно глупое чувство и один из способов управления людьми. Думаю, что таким образом просто пудрят мозги. Я против армии, против военщины и по жизни – пацифист. Самое главное – право выбора. Когда всем говорят: «Будь патриотом, служи в армии» – это плохо. Хочешь служить – служи, не хочешь – не служи. Хочешь быть патриотом – будь им, не хочешь – не будь. Я не патриот.

Какие фильмы тебе нравятся?
Вообще я фанат советского кино и очень люблю Евгения Леонова, это отличный актёр. Все фильмы с его участием мне, в принципе, нравятся, но «Джентльмены удачи» – самый лучший. И ещё маленькие короткометражки из серии «Самогонщики», помнишь, их была целая плеяда? К сожалению, российские фильмы после 90-х годов уже не такие хорошие, за исключением нескольких, в которых принимал участие Голливуд. А вот именно старые комедии просто невозможно повторить сейчас. Более современные, например, «Особенности национальной охоты/рыбалки» даже рядом не стоят с теми, которые были в СССР (улыбается).


На выступлении «Distemper» весь зал в один момент сошёл с ума и пустился в чумовое веселье: слэм, прыжки со сцены и отрыв до «лютой боли в теле на следующее утро». Потрясающая атмосфера полной свободы! Даже незнакомые друг с другом люди возле меня начали обниматься, фотографироваться и тусоваться вместе. А я просто улетала под «Мир создан для тебя».

Помог ли стиль ска, которому ты посвятил жизнь, сформировать тебя, как личность?
Конечно! Стиль ска – это в принципе образ жизни. Если ты оптимистически настроен, если находишь позитив даже в каких-то негативных моментах, то музыка ска для тебя, она просто помогает жить. Вот вчера, например, мы играли в Обнинске, и на нашем выступлении парень сделал предложение девушке: попросил у меня микрофон, встал на колени, подарил ей кольцо, она согласилась, весь зал захлопал. Я не думаю, что на концерте с каким-то другим стилем музыки это возможно.

У вас часто бывают такие случаи?
Да-да, достаточно часто люди признаются друг другу в любви. Я, например, с женой тоже познакомился на своём выступлении (Слава женат уже 15 лет. – N.P.). Концерт группы «Distemper» – место, где люди встречаются, чтобы потом вести совместную жизнь (улыбается). Многие пишут электронные письма, благодарят за то, что музыка поставила их на ноги, помогла немножечко по-другому посмотреть на мир и найти свою половинку. Для каждого это очень важно, и мне приятно, что на наших концертах такое случается нередко.

Ты чувствуешь ответственность за людей, которые говорят: «Спасибо, ваша музыка изменила мою жизнь»?
Конечно, ответственность огромная. Чем дольше мы играем, тем шире аудитория, а значит важно каждое слово. По-другому нельзя.

Берёшь свою жену в туры?
Сейчас для неё это уже не развлечение. Поэтому, к сожалению, редко выпадает такая возможность. Но вот ребята недавно женились (Вася – тромбон, Лёша – гитара. – N.P.), и их жены ездят на концерты гораздо чаще, потому что для них «Distemper» – ещё что-то новое (улыбается). Жены полностью одобряют наше занятие, никогда не ставят палки в колёса и понимают на сто процентов всё, что мы делаем.

Но ты же так часто в отъездах! Каково переносить разлуку с любимой женщиной?

Просто привык, я турист по жизни. Ещё давно-давно, когда учился, постоянно ходил с рюкзаками в походы на байдарочках. Образ жизни, состоящий из переездов, наоборот любим мной. Есть такие музыканты, которым не нравится быть на гастролях (наверное, издержки профессии). Нельзя заниматься музыкой и не любить ездить в туры. Конечно, это сложно и связано с определёнными физическими нагрузками, но практически из этого состоит основная деятельность музыканта. Я считаю, что сидеть дома бессмысленно и глупо.

Ты всегда такой позитивный, открытый, но наверняка бывали случаи, когда говорил: «Блин, как я мог это сделать? Какой я нехороший человек»?
(смешно сжимает губы) Естественно, у любого такое должно быть, иначе он не живой. Есть моменты, которые бесят, есть моменты, которые радуют. Но участие в группе помогает делать именно адекватные поступки. По молодости на репетициях – в основном пьянство и тусовки. Но, когда ты понимаешь, что в музыке не всё так просто, нужно постоянно быть в форме, постоянно репетировать, то не остаётся времени на бухалово. Участие в группе подразумевает ответственность перед слушателями, перед парнями, с которыми играешь. Поэтому, прежде чем что-то сделать, десять раз подумаешь.

Значит, поступки, за которые тебе стыдно, связаны с пьянством?
Да. Я уже не пью 11 лет. А до этого очень сильно бухал и крушил квартиры друзей: разбивал люстры, шкафы переворачивал, выбивал косяки ногами. Но потом подумал, что так нельзя. Нужно всё-таки стать культурным, порядочным, и тогда такие же люди потянутся. А если вести себя, как свинья, и относиться к людям плохо, то и тебя никто не будет уважать. Можно любить или не любить музыку, но адекватным человеком должен быть абсолютно любой.

Несмотря на красные глаза от дыма и насквозь провонявшую сигаретами одежду, мне было хорошо морально. Ска-панк настраивает на волну веселья и безбашенности. Поэтому нет ничего удивительного, что весь клуб прокачался вискарём ещё в 5 часов вечера.

Согласен с утверждением, что для каждого, кто тебя знает, ты разный?
Конечно. Но смотря в чём! Это касается какой-то внутренней глубины. Естественно, я более открыт со своими близкими, чем с людьми, которых вижу первый раз. Но если говорить о принципах и идеалах, то они всегда должны быть одинаковыми, им нельзя изменять. Не важно, кем ты работаешь, главное иметь собственное мировоззрение и не отрекаться от него, не лицемерить. Не дружить с людьми только из-за выгоды, не садиться на два стула, как говорится. Быть собой! Нам часто предлагали изменить формат, сменить название группы на более запоминающееся, и так далее. Мы посылали всех много лет и этим, в общем-то, гордимся (улыбается).

Наши страхи не всегда обоснованы. Перед интервью я стабильно нервничаю, срываюсь на близких и пару дней хожу с температурой кипения. В этот раз я была лишь сторонним наблюдателем невероятных явлений. Например, пыталась разнять доброго друга и злого продавца мерча, сцепившихся во внезапной драке. Самым ярким приключением вечера для меня стал Слава Дацент. Отличный собеседник – залог непринуждённой обстановки, а это всегда вдохновляет и радует. Спасибо, «Distemper»! Вы помогаете смотреть на жизнь проще и делаете людей счастливыми.

P.S. Бывший на концерт так и не пришёл.

13 октября
н/к «Rock City Club» (Брянск)
Окрылённая до конца года Наталья Проконина
Фото с концерта: Георгий Прохоров